На основании согласованного письма о совместной профориентационной работе Министерства образования Республики Башкортостан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 08.06.2015 г. № 02-08\223 и Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013-2015 годы (утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.08.2013 г. №379) в организациях детского отдыха и оздоровления проведены мероприятия, направленные на содействие профессиональному самоопределению обучающихся и популяризацию рабочих профессий.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению. Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений. В образовательных учреждениях проводятся классные часы, беседы "Выбираем рабочую профессию", игры «Найди себя в мире профессий», «Ноу-хау», «Каждый выбирает для себя», различные мероприятия на тему «Мир профессий». Периодически к ученикам приезжают представители ВУЗов и СУЗов, которые рассказывают о той или иной специальности. Так в этом году приезжали представители Аксеновского сельскохозяйственного техникума, Белебеевского медицинского колледжа, Белебеевского педагогического колледжа, Октябрьского коммунально-строительного колледжа, Ермекеевского ПУ-140 и др.
К примеру: в МОКУ СОШ с. Суккулово 21 марта участковый лесничий Суккуловского участкового лесничества Галимов Ф.Р. провёл беседу с учащимися школы. 16 апреля наши учащиеся приняли участие в мероприятие по профориентационной работе на тему: «Есть такая профессия - Родину защищать».
24 апреля в школе профориентационную беседу среди учащихся 9-11 классов провёл заместитель директора ПУ-140 Габидуллин Р.Х.
 
1 июля беседу по профориентационной работе провели представители ЦЗН с.Ермекеево в ходе которой ребята посетили парикмахерскую «У Дарьи» не так давно открытую местными предпринимателями.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил.

Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.
Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.
Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?
- Формирование положительного отношения к труду
- Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы)
- Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов
- Выявление структуры интересов и склонностей учащихся. Исследования личности учащихся с использованием различных методик (анкеты и пр.)
- Проведение профконсультаций школьников
- Осуществление психофизиологических диагностик способностей
- Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям
- Проведение работы с родителями о выборе профессий их детьми
- Проведение экскурсий на предприятия, в организации
- Профильное и углубленное изучение предметов.
 |